Средневековый сад |
Первые городские прогулки, первые парки отдыха
Христианское аллегорическое видение: «закрытый сад» Литературное видение: привлекательный сад Наконец, известны воображаемые сады, описанные средневековой литературой и представленные в живописи и миниатюрах. Сад, воспетый Кретьеном де Труа в романе Эрек и Энида (около 1168 г.), - это рай с неувядающими фруктами и цветами, нежно поющими птицами... Роман о Розе, - это путеводитель по «стране любви» с ее садами. Начатый в 1220 г. Гийомом де Лорисом, он имел на любителей книг чрезвычайное влияние, и век спустя, был переведен на английский язык. Райские сады - это идеальные аллегорические сады. В них сплелись воедино воображение и реальность. В литературных садах рыцарского романа христианские посылы превращаются в аллегорические символы удовольствия. В средневековье сады имели два зеркальных отражения. Есть аллегорический, религиозный сад, «сад Марии», закрытый сад, где символичен каждый цветок. С другой стороны - находится сад куртуазной любви, литературный сад Романа о Розе. Оба сада - воображаемые, но они отражают реальность средневековья. Сад Марии, написанный рейнским мастером в начале XV века, показывает лучший пример искусства сада в средневековье. Сочетание деревьев и цветов, растущих вдоль стен и на газоне, подчеркивает иную традицию, явно отличающуюся от традиции ограниченных посадок на небольших закрытых участках с аллеями. Это новое толкование античного «священного леса», изолированного стенами от внешнего мира и наполненного символами. Дева Мария окружена ангелами, святыми и птицами. Все здесь выполняют ритуальные действия: святая Доротея, например, собирает вишни. Можно насчитать по крайней мере 18 видов растений: среди которых лилии, ирисы, примулы, ландыши, маргаритки, штокроза, пионы, подснежники, клубника с плодами и цветами. |