Мавританские водные сады (1) |
После завоевания Персии и Ближнего Востока ислам безжалостно ворвался в Египет и в страны, расположенные на североафриканском побережье. В начале VII века новая вера сделала один из самых решительных культурных шагов вместе с маврами, пересекшими Гибралтар и прочно осевшими на юге Испании.
И хотя климат Андалусии не такой жесткий и чрезвычайно сухой, как в сердце ислама – Персии – вода здесь тоже считается наградой. Мавры возвели здесь мощные ирригационные сооружения, которые были практически полностью исчезли с уходом римлян. По всей Гвадалкивирской долине, где процветали Кордоба и Севилья, природные запасы воды собирались в цистерны и резервуары для полива виноградников, разбитых на террасах, а также для других культур, на которых зиждилось процветание мавританской экономики. Местное население постепенно вовлекалось в такой стиль жизни и принимало новую культуру, но большинство специалистов приглашались из других государств исламской империи, и, таким образом, преемственность в архитектурных стилях и в садовом проектировании гарантировалась.
Даже самые ранние примеры мавританских садов, от которых, в принципе ничего не осталось, являются средоточием изысканности, основанной на гармонии между водными пространствами и декоративными архитектурными элементами внутри зачастую сложнейшего ансамбля закрытых внутренних двориков. И действительно, сады были комбинацию замкнутых пространств и окрестностей, а, во многих случаях, и панорамных видов, которые мелькали в сводчатых галереях – самой элегантной детали.
Большинство мавританских садов, дошедших до наших дней были изменены самым различным образом, будь то новые фонтаны или новые сорта растений. Но изначальная сила и гармония их были настолько сильны, что они впечатляют нас также, как наших предков пять или шесть веков назад. Один из самых старинных садов, Патио де лос Нараньос (Двор апельсиновых деревьев) в Кордобе, был создан в 976 году нашей эры. Сад представлял собой неразделенное пространство рядом с мечетью, обнесенное прямоугольной стеной. Сегодня чувство единства мечети и патио – и контраста между темными замкнутыми пространствами и светлыми открытыми участками – несколько уменьшилось, поскольку были добавлены стены, заменившие первоначальные галереи. Несмотря на такое вмешательство в замысел художника, патио может быть названо прототипом большинства последующих водных садов. Расцвечивают картину три одиночных фонтана, плавно перетекающих в паутину узких каналов, оплетающих деревья.
Смешанный сад в Гранаде, а точнее на холмах Серро-дель-Соль, возвышающихся над городом, был спроектирован в 13 веке как летняя резиденция правящей династии. Название этого сада взято из арабского и означает «Сад Творца» и все пространство распределено так, что как бы вращается вокруг одного стержня. Повсюду здесь царит атмосфера покоя и таинственности, что, в немалой степени, достигается через использование водной составляющей. |