Вода в садах: от мавританских до итальянских |
Несмотря на достаточно большое количество хронологических совпадений, движение от ислама к Италии эпохи Возрождения знаменует обширный культурный сдвиг, а использование водных элементов в садах подверглось значительным изменениям. Изначально эта традиция существовала в качестве характерной черты, символа - вода представляла душу сада, что, в свою очередь предопределяло утонченность и изящество ее использования, после того она превратилась в декоративный элемент, способ выражения и возможность произвести должное впечатление путем сочетания украшения и движения. Возрожденческое настроение, присущее не только искусству того времени, но и воплощенное в интеллектуальных трудах, воспевающих силу человеческого разума, четкое ощущение того, что человечество освободилось от пут темного Средневековья и восстановление центральной позиции человека в природном и космическом пространстве, было адекватно отражено в движении воды, провоцируемом фонтанами, символизирующими среду, в которой замечательно сочетались живительный, физический и декоративный элементы. Впоследствии живописные и полностью контролируемые водные каскады в садах эпохи Возрождения и выполненных в стиле барокко стали средоточием идеи превосходства человека над природой.
Эволюция садов раннего Возрождения от осторожных замкнутых пространств hortus conclusus, характерных для Средневековья до увеселительных садов вокруг поместий может быть рассмотрена через увеличение роли водных элементов. Кроме того, разумное восхищение, присущее античности, сочетающееся со все расширяющимся реальным знанием, формируемым археологией, позволило садоводам создать стиль, который одновременно был похож на творения обожаемых ими римских и греческих предшественников и представлял большие возможности для быстро развивающихся художественных, архитектурных и инженерных способностей. Петрарка восхищенно писал о вдохновении, которое ведет людей к возведению «алтарей там, где бьют из невидимых источников ключи», а римский гуманист Анджело Колоччи намеренно пробуждал мир Древнего Рима, расположив с своем небольшом садике статуи водных нимф, лежащих в арках акведука. По мере того, как сады эпохи Ренессанса становились архитектурно более разнообразными и «уверенными», эти изменения были выражены в использовании воды, которая представала как неотъемлемая часть композиции сада, вдохновляющий декоративный элемент. Каскад Один из наиболее «живых» водных элементов, каскад, появляется в различных вариантах, например, catena d'acqua и водяная лестница; эти элементы были достаточно распространены в итальянских садах эпохи Возрождения. Они также использовались для создания вычурных архитектурных ансамблей в классических садах и как часть природной композиции в ландшафтных садах в 18 веке и чуть позднее. Каскад - основной элемент, существовавший, в основном, в Европе, хотя примеры следования такому построению рисунка сада могут быть найдены в садах Магхала в Кашмире. Одни из самых богато украшенных каскадов были возведены в классических французских садах, таких как Сэн-Клу, но кое-где в Европе можно отыскать и более обширные композиции, например, в Уилхельмсхоэ и Палаццо Реале, Казерта, а также и более роскошные, например в Ла Гранья и Петергофе.
Catena d'Acqua
Чадар
На фото:
1. Вилла Гарцони, Коллоди. В парковый ансамбль включено огромное количество
Ссылки по теме: |